История проекта И.П.Горленского
В начале 1900-х годов, за ветхостью старой кладбищенской церкви, было решено строить новую каменную «…по возможности дешевую по смете». В апреле 1903 года Строительным отделением С-Петербургского губернского правления был утвержден проект новой церкви. Автор проекта – гражданский инженер, художник-архитектор И.П.Горленский.
Церковь была спроектирована в три престола. Базиликальная форма была выбрана с целью уменьшить толщину стен и сократить смету. Наружная отделка планировалась из кирпича под расшивку со вставками из майоликовых изразцов, для которых предполагалось оставить соответствующие места, так как денег на всю отделку не доставало. Внутри храм предполагалось расписать.
Однако, при исполнении проект без ведома автора подвергся изменениям: из-за недостатка средств колокольня вместо завершения высоким шатром со слухами была перекрыта пологим шатром с малой главкой, что совершенно очевидно лишило церковь стройности и изящества. Были упрощены форма и конструкция главок и их оснований. Над центральным нефом положено плоское перекрытие вместо открытых внутрь стропил; над апсидой вместо конхи уложено плоское перекрытие; упразднена галерея хора на западной стене; упрощены элементы наружного и внутреннего декора. Потери от этой реконструкции хорошо видны при сравнении эскизов проекта И.П. Горленского с упрощенным проектом военного инженера И.С.Жукова, который и был реализован при строительстве. В результате постройка оказалась «…не столь богата кирпичным узорочьем, не столь стройна и изыскана по силуэту ее колокольня, как предполагалось в проекте Горленского».
Стараниями ктитора Ефима Васильевича Васильева и прихожан, уже к лету 1903 года церковь вчерне была готова, а в 1904 году состоялось ее освящение. Главный престол был освящен во имя Святой Троицы, а приделы – во имя св. благ. князя Александра Невского и св.равноап. князя Владимира.
Предполагалось, что по мере поступления средств, в дальнейшем можно будет вернуться к проекту архитектора Горленского и привести здание церкви к первоначально задуманному. К 1913 году собралась необходимая сумма пожертвований, однако к проекту Горленского не вернулись, а заказали новый.
В 1914 году был утвержден проект архитектора Н.М. Сапунова, по которому переустройству подлежали венчающие части здания: возведение высокого шатра колокольни ( из проекта Горленского), а также сооружение пятиглавия вместо одной скромной главки, возведенной над алтарем в 1904 году. Проект не был осуществлен, по-видимому из-за начавшейся первой мировой войны.
Проекты И.П.Горлинского, И.С.Жукова. Проект реконструкции Н.М.Сапунова
Тем не менее, новая каменная церковь, вмещавшая до 700 человек, была действующей вплоть до 1939 года. Даже после национализации церковного имущества, для того чтобы каменный храм продолжал действовать, священник Алексей Андреевич Лебединский, живший в Троицкой Слободе, и созданная приходская «двадцатка» заключили с властями договор на использование здания. Возможно из-за определенной отдаленности от города вкупе с расположением на кладбище, эта церковь действовала дольше всех других храмов Ораниенбаума. После закрытия в 1932 году собора Арх. Михаила, она оставалась единственной действующей церковью в Ораниенбауме. Однако и ее постигла участь большинства храмов после революции.
27 марта 1939 года постановлением Ораниенбаумского райисполкома храм был закрыт, а здание переоборудовано под клуб-кино. Сведений о внутреннем убранстве храма не сохранилось. Известно только, что храм планировали под роспись по штукатурке.