Свято-Троицкая церковь в Ораниенбауме
В связи с освоением в XVIII веке вновь возвращенных российских земель на южном побережье Финского залива и дворцовым строительством на это место по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны было перенесено слободское кладбище, располагавшееся восточнее. В 1756–1757 годах по проекту неизвестного архитектора было возведено скромное деревянное здание церкви во имя Святой Троицы. По другой версии первое городское кладбище находилось в непосредственной близости от главной дороги, напротив оранжерей дворца и павильона Катальной горки. На нем находилась деревянная часовня. Историки утверждают, что Елизавета Петровна не любила и боялась кладбищ. Она повелела перенести кладбище дальше от дороги, а вместо часовни выстроить церковь.
При закладке храма на месте будущего алтаря был водружен закладной крест с надписью. После постройки церкви он хранился в алтаре над жертвенником как ценная реликвия. Новый храм был освящен 21 июня 1759 года преосвященным Сильвестром (Кулябкой), архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским. Это значилось на полотняном антиминсе. Церковь была приписана к Дворцовому храму великомученика и целителя Пантелеимона. Она представляла собой небольшую, увенчанную шпилем постройку с отдельно стоящей открытой звонницей. Во второй половине 1770-х годов церковь была увеличена в длину в 2 раза. В 1840 году при настоятеле протоиерее Андрее Благовещенском был устроен купол, а также поднята высота колокольни.
В 1857 году иждивением мещанина Василия Гурьянова был устроен придельный храм во имя святой мученицы Вассы. Причиной для такого пожертвования послужила следующая история. Василий Гурьянов и его жена Василиса жили небогато, но дружно. У них было восемнадцать детей, все они умерли в детском возрасте, и к старости Гурьяновы остались вдвоем. Своими трудами они выстроили напротив церкви дом, однако Василиса так и не успела в нем пожить. Она умерла вскоре после окончания постройки 1 февраля 1849 года и перед смертью просила мужа отписать их дом церкви. Тот по ряду причин не смог этого исполнить сразу же. В начале 1856 года Гурьянов тяжело заболел. Он завещал, в случае своей смерти, передать все имущество на устройство придела во имя святой Вассы – небесной покровительницы его почившей супруги. Вскоре он выздоровел, и в июле 1856 года сам положил основание новому приделу церкви Святой Троицы.
В середине августа 1857 года работы завершились. Освящение придела мученицы Вассы было приурочено к общегородскому празднованию 100-летнего юбилея Свято-Троицкого храма. Настоятель Дворцовой Пантелеимоновской церкви протоиерей Гавриил Любимов подготовил и издал небольшую книгу «Юбилейные торжества в городе Ораниенбауме». Весь доход от продажи книги пошел на устройство женского богадельного дома, созданного по проекту Н. И. Весмана и А. И. Швецова, открывшегося в 1861 году. В 1871 году изначально одноэтажное здание было надстроено архитектором Г. А. Прейсом, причем главный фасад, до этого ориентированный на кладбище, переместился на южный торец, замкнув перспективу переулка.
По ходатайству отца Гавриила и в соответствии с постановлением Священного Синода от 20 февраля 1861 года в церкви ежегодно в день Тихвинской Иконы Божией Матери 26 июня (по старому стилю) совершалось Всенощное бдение с акафистом Святой Троице и литургия. В храме особо почитались: местная икона Святой Троицы с 11 венчиками червонного золота и частицами мощей преподобного Антония Римлянина и праведного Иакова Боровичского, икона Тихвинской Божией Матери – копия чудотворной, написанная в 1745 году, Толгская икона Божией Матери 1752 года, а также Казанская икона в клеймах. Александром Павловичем Яковлевым был пожертвован в храм серебряный позолоченный крест-мощевик с частицами мощей многих апостолов, святителей, священномучеников. Крест помещался в ореховой застекленной раме за правым клиросом.
Со времени основания и до 1895 года храм Святой Троицы был приписан к Дворцовой Пантелеимоновской церкви. После перевода городских церквей в епархиальное ведомство, храм был отнесен к ораниенбаумскому собору Архистратига Михаила. К Троицкой церкви были приписаны две часовни. Одна, во имя святителя Николая Чудотворца, располагалась на кладбище и служила покойницкой. Вторая, во Имя Спасителя, находилась в городе, на углу Дворцового проспекта и Петербургской улицы.
К началу 1900-х годов деревянная кладбищенская церковь обветшала, и было решено построить новый каменный храм в честь Троицы Живоначальной. Здание, вытянутое в плане с обширной двусветной центральной частью, строилось по проекту архитектора И.П.Горленского. Игнатий Горленский известен по петербургским постройкам: на Малой Гребецкой ул., 10; ул. Жуковского, 29; 8-й Советской ул., 16 и 9-й Советской ул., 11. Выразительный силуэт храма из красного кирпича должна была подчеркивать колокольня, увенчанная шатровой кровлей. Однако средств было недостаточно, и решено было строить и украшать новый храм постепенно. Стараниями Ефима Васильевича Васильева и прихожан уже к лету 1903 года церковь была вчерне готова, а в 1904 году состоялось ее освящение. Архитектор предложил редкую для православных храмов базиликальную форму, в данном случае вызванную необходимостью максимально увеличить объем и одновременно снизить стоимость постройки. По последней причине при возведении церкви были допущены отклонения от изначального проекта, в частности, значительно уменьшена высота шатра колокольни, что исказило оригинальный замысел автора.
Церковь была задумана трехпридельной на случай, если в одном из боковых приделов готовится отпевание, молящиеся могут располагаться в центральном и другом приделах. Главный престол был освящен в честь Святой Троицы, боковые приделы – во имя святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского. Крайние приделы перекрывались сводами по металлическим балкам; средний придел был несколько приподнят для получения света и имел деревянные, открытые внутрь храма, стропила. Апсида завершалась полукупольным сводом. В наружном тамбуре было спроектировано трое дверей: в обычное время предполагалось пользоваться боковыми, а главную – открывать для покойника. На случай пожара в церкви были обеспечены северные и южные выходы, из алтарей имелся отдельный выход для служителей.
Внутренность церкви предполагалось впоследствии расписать. Наружная отделка должна была быть из кирпича под расшивку, со вставками из майоликовых изразцов, для которых оставлялись места. Подобный тип храмов являлся наиболее экономичным, поскольку не вызывал увеличения толщины стен (согласно проекту – 2 1/2 кирп.) до 3-4 кирпичей, что неизбежно в церквах с коренными сводами. При этом храм одновременно мог вмещать 700 человек, считая площадь хора. Службы в обеих церквах, деревянной и каменной, совершал причт собора Михаила Архангела. В деревянной, не отапливаемой, они проходили редко (2-3 раза за лето); основные службы совершались в каменной церкви.
Дальнейшая судьба старой елизаветинской церкви точно неясна. Упоминание о ней как о редкой встречается даже в путеводителе 1924 году! Большинство краеведов сходятся во мнении, что деревянный храм был разобран за ветхостью в 1900-х годах. Слишком дорого было содержать сразу две церкви, к тому же требовалась дополнительная территория. В пользу сноса здания говорит также равномерное расположение склепов, надгробий и возрастных деревьев в глубине кладбища.
После национализации церковного имущества для того, чтобы каменный храм продолжал действовать, была создана приходская «двадцатка», заключившая договор на использование здания. Богослужения совершал священник Алексей Андреевич Лебединский, живший в Троицкой слободе. Возможно из-за некоторой отдаленности от города, в купе с расположением на кладбище, эта церковь действовала дольше всех других храмов Ораниенбаума. После закрытия в 1932 году собора Архангела Михаила, она оставалась единственной в городе. Но и ее не миновала общая участь. В соответствии с постановлением Ораниенбаумского райисполкома от 27 марта 1939 года храм был закрыт, здание переоборудовано под клуб-кино. В советское время церковь была частично перестроена, затем частично разрушена. В разные годы здесь располагались различные учреждения – от «Росреставрации» до производственного цеха.
Фактически без кровли и без окон здание церкви Троицы Живоначальной было возвращено верующим 8 ноября 1994 года. С тех пор оно остается практически разрушенным. С советской поры и до сегодняшнего дня Троицкая богадельня является жилым домом. Вместе с тем и сам храм, и богадельня при нем в 2001 году были признаны объектом исторического и культурного наследия федерального, т.е. национального, общероссийского, значения.
Свято-Троицкое православное кладбище в Ораниенбауме
До нашего времени сохранилось лишь малое число надгробий. Виной тому четыре волны вандальных разграблений XX столетия: 20-х, 40-х, 60-х годов, и, наконец, постперестроечного времени. Наиболее старый, из уцелевших, обелиск относится к правлению Николая I: «Младенец барон Виктор Гротгус. Род. 11 февраля 1844, сконч. 28 июня 1846». Свидетельством эпидемии холеры в Ораниенбауме и Петербурге служит перевернутое надгробие: «Здесь погребено тело рабы Божьей Вассы Федоровны Гурьяновой с 18-ю детьми ее. Сконч. 1 февраля 1849 года, жития ей было 66 лет и 5 месяцев». Сохранились захоронения современников Екатерины II: Ксении Феногеевны Алексеевой («сконч. 15 апреля 1876 г. на 91-м году») и генерала Павла Яковлевича де Витта («род. 29 июня 1796 г., сконч. 17 августа 1864 г.»). До 1980-х годов была известна могила почетного гражданина Ивана Абрамовича Мельникова (7 февраля 1803 г. – 16 марта 1868 г.), родственника знаменитого архитектора А. Мельникова.
В центре кладбища стоят несколько купеческих склепов: Ивана Петровича Родимцева («сконч. 22 октября 1874 г. на 62-м году от рождения»), Павла Андреевича Степанова («сконч. 3 марта 1911 г. на 81-м году»), Ефима Дмитриевича Полисадова («сконч. 23 июня 1896 г. 48 лет»), Александра Николаевича Туркина («сконч. 19 ноября 1909 г. 45 лет от роду»). Показательно, что каменные дома этих купцов до сих пор исправно служат жителям современного Ломоносова: Степанова – Михайловская ул., 10; Полисадова – Еленинская ул., 18; Туркина – Дворцовый пр., 42 (здание администрации). Могилы остальных купцов не дошли до наших дней: золотопромышленников Латкиных и городского головы Александра Иосифовича Рубакина (1830–1896), отца талантливого писателя Н. Рубакина.
Соседствуют два уцелевших надгробия: Людмилы Васильевны Келер (1853– 1899), супруги М. Келера – концертмейстера Мариинского театра, и Якова Ивановича Лисицына (1839–1903). Последний происходил из крестьян, однако в конце жизни сумел приобрести имение князей Дондуковых-Корсаковых около Мартышкино. Имена его детей носят Ивановская и Павловская улицы этого дачного поселка. На кладбище производились захоронения ученых. У восточной границы покоится Александр Иванович Базаров (1845–1907), выдающийся химик. К сожалению, исчезла могила профессора Ивана Петровича Илимова (1820–1891), друга Д. И. Менделеева. До сих пор в топонимике Ломоносова бытует название Илимовские высоты – район нынешней улицы Красного флота.
Выделяется богато оформленное, увенчанное рельефным изображением польского дворянского герба с профилем скачущей лошади надгробие Владимира Ивановича Струбинского (1835–1883), происходившего из семьи ораниенбаумского дворцового казначея времен Александра I. Фамилия Струбинского упоминается в переписке критика В. В. Стасова с композитором М. А. Балакиревым. Более скромно выглядит памятник на могиле предпоследнего управляющего Дворцовым правлением Василия Ивановича Розанова (1846–1912). Практически разрушены памятники: тайному советнику В.И.Трегубову (род. 1830), статским советникам А.И.Сайкевичу (1834–1892) и А.К.Цветкову (ск. 1898), коллежским советникам Н.А.Шустову (1818–1897) и В.Ф.Севруку (1860–1909), надворному советнику И.А.Карманову (1828–1911), графу Г.Я.Сиверсу (1855–1886), дворянину С.Н.Рычагову (1869–1895), врачу Я.Я.Мультановскому (1857–1906).
Особую часть кладбища составляют погребения священнослужителей: настоятеля кафедрального Исаакиевского собора Петра Алексеевича Лебедева (1807– 1884), духовного деятеля, проповедника, и протоиерея Морского Николаевского Богоявленского собора Александра Ивановича Соколова (1834–1906), дяди знаменитого композитора Н.Соколова. Здесь покоятся педагоги: Петр Николаевич Яниш (ск. 1884) – директор Кронштадтской мужской гимназии, где святой праведный отец Иоанн преподавал Закон Божий, и Мария Дмитриевна Кашанова (точные даты жизни не установлены) – директор Ораниенбаумской женской школы.
Многочисленны захоронения военных: генерал-майора Н.А.Рычагова (даты жизни неясны), полковников В.О.Осипова (ск. 1862), Г.П.Исаенко (ск. 1871) и А.Н.Покровского (ск. 1910), подполковников В.Е.Колтышаева (1847–1901) и С.Д.Погорецкого (1839–1905), майора П.Ф.Максимова (1842–1904), штабс- капитана А.А.Тимофеева (1874–1905), поручика В.Н.Иванцова (1883–1911), делопроизводителя полка П.А.Кочурова, скончавшегося на театре военных действий 4 мая 1915 года. Обширный морской некрополь составляют погребения офицеров: адмирала С.П.Шварца (1829–1906), вицеадмиралов И.Я.Захарьина (ск. 1857) и П.С.Шумова (1820–1899), контр-адмиралов А.Н.Толбугина (ск. 1886), И.А.Степанова (1830–1892), П.А.Болотникова (1834–1901), П.С.Шарона (1849– 1901), генерал-лейтенантов М.А.Вишнякова (1814–1877), А.С.Хартуляри (1815– 1893), В.А.Колмыкова (1826–1902), генерал-майоров В.В.Захарьина (ск. 1889) и В.П.Харина (1821–1886), инженер-механика П.А.Мошнина (ск. 1900) и командира броненосной лодки капитан-лейтенанта Н.И.Седлецкого (1840–1873). Всего было установлено более 16 памятников вечной славы участникам крымской войны.
За неимением в Ораниенбауме католического и лютеранского кладбищ тут хоронили и иных христиан, что объясняет надгробия с надписями на немецком языке: Роберта Тигерштедта (1810–1886), коллежского советника Иоганна Валькера (1823–1894), личного почетного гражданина Иоганна Вильгельма Поля (1851– 1902). Уцелел семейный склеп фон Арронет, крупных промышленников, знавших художника М. Добужинского. Последняя могила становится отголоском блокадной поры: Анета Бутц (1922–1941) погибла 10 ноября первой военной осени. В 1941– 1944 годах совсем рядом с кладбищем проводились расстрелы «врагов народа» из местного населения…
* * *
С 2007 года Русская Православная Церковь безуспешно пытается привлечь бюджетные средства для финансирования хотя бы начального этапа по спасению разрушающегося храма – разработки проектно-реставрационной документации; стоимость проекта по смете оценивается приблизительно в 5 млн руб. Храм Троицы Живоначальной, исторически возведенный на пожертвования прихожан для совершения богослужений и поминовения усопших на ораниенбаумском кладбище, не может выполнять свои прямые функции, несмотря на наличие священника и образование общины. Совсем рядом с храмом находится одно из самых крупных братских захоронений героев Великой Отечественной Войны. Где еще молитвенно чтить память защитников города Ломоносова от фашизма, если не здесь? Единственный выход из затянувшейся ситуации – в объединении всех неравнодушных, от кладбищенских работников до административных служащих. Разрушенная и забытая церковь среди отреставрированных дворцов, павильонов, парков – это немой укор совести абсолютно каждого перед памятью и правдой. Кто восстановит наши святыни за нас? Что будет, если мы не восстановим наши святыни?.. Страшна аксиома истории: народ, предающий забвению прошлое, не может иметь будущего.
Источники
Русская Православная Церковь Московский Патриархат. Справочник «Русские Церк- ви». URL: http://russian-church.ru/
Информационный сайт администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга. URL: http://www.petroraion.ru/oranienbaum/memorials/
Зодчий, журнал издаваемый С.-Петербургским обществом архитекторов. 1903. Вып. 48.
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс. СПб: Издательство «Дмитрий Буланин», 2001.
Голышев А. Церковь Троицы Живоначальной в Ломоносове // Санкт-Петербургский университет. 2011. №13 (3838).
Парахуда В. Приморский некрополь Ораниенбаума // Нева. 2003. № 2.